Маркс Карл (Marx) (1818-1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835-1841 учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 в Париже. Участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал её программу - «Манифест Коммунистической партии» (1848). С августа 1849 в Лондоне. Организатор и лидер 1-го Интернационала (1846-1876). В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом: т. 2, 1885; т. 3, 1894). Другие труды: «Немецкая идеология» (1845-1846, издана в 1924-1932, совместно с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875).
Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм); выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции; утверждал необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.
* * *
МАРКС Карл - МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма (см. МАРКСИЗМ). Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты». В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих). В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 - мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс - главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма (см. ИДЕАЛИЗМ) и революционного демократизма к материализму (см. МАТЕРИАЛИЗМ) и коммунизму (см. КОММУНИЗМ). Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ)), теорию прибавочной стоимости (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ), исследовал развитие капитализма (см. КАПИТАЛИЗМ) и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ). Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).
Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й). Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов (см. ПРУДОНИЗМ), лассальянцев, бакунистов (см. БАКУНИЗМ). В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» - основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 «Критике Готской программы» Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.
Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.
* * *
МАРКС (Marx) Карл Генрих (5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон), немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)) марксизма. (см. МАРКСИЗМ)
Жизнь ученого и революционера
Родился в семье адвоката. Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс, и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1824 семья приняла лютеранское вероисповедание. Отец Маркса был широко образованным человеком, на его мировоззрение большое влияние оказали идеи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и философия Канта. (см. КАНТ Иммануил) Особую роль в формировании юного Карла Маркса сыграл Людвиг фон Вестфален, который привил ему любовь к античности, Шекспиру и романтизму, познакомил с сен-симонизмом (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа). В 1835 после окончания Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, потом Берлинского университета, где изучал преимущественно философию и историю. Пережив увлечение философией Канта и философией Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), Маркс стал горячим приверженцем системы Гегеля. (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)
В апреле 1842 Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) и натурфилософией Эпикура (см. ЭПИКУР) (посвящена Людвигу фон Вестфалену). В 1842-43 Маркс работал в «Рейнской газете», в своих статьях критиковал порядки прусского государства. В 1843 Маркс женился на дочери Людвига фон Вестфалена Женни. Помимо гегелевской философии, молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие философии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), экономических теорий Адама Смита (см. СМИТ Адам) и Давида Рикардо (см. РИКАРДО Дэвид) и распространенных в то время социалистических учений Сен-Симона, Фурье, Оуэна (см. ОУЭН Роберт), Кабе (см. КАБЕ Этьен), Дезами (см. ДЕЗАМИ Теодор), Вейтлинга (см. ВЕЙТЛИНГ Вильгельм) и др.
В 1844 началась дружба Маркса и Энгельса (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), которая продолжалась в течение почти 40 лет. В этом дуэте Маркс, бесспорно, играл роль первой скрипки; именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось бы осуществить свои научные исследования. В 1847 в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов (см. СОЮЗ КОММУНИСТОВ)»), во время революции в Германии 1848-1849 редактировали «Новую рейнскую газету» (см. НОВАЯ РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА). После поражения революции оба оказались в эмиграции в Англии.
В 1850-х гг. Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии (см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ), социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).
В 1864 в Лондоне Маркс и Энгельс учредили первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й) (международное товарищество рабочих), секции которого были образованы в большинстве стран Европы и в США (распущен в 1876).
Маркс умер 14 марта 1883 и был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
Политическая экономия
Экономической теории капитализма Маркс посвятил большую часть своей жизни; она является наиболее разработанной и законченной частью марксизма.
Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к «Капиталу» можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844», «Экономические рукописи 1857-58 гг.», «Критику политической экономии» (1859) и «Экономические рукописи 1861-1863 гг.».
«Капитал» Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику (сам Маркс даже признавался, что «кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения»). Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый - субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).
Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй - обращения капитала, третий - формам единства производства и обращения.
Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода - рабочая сила (см. РАБОЧАЯ СИЛА), который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (см. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ). Производство прибавочной стоимости составляет, по Марксу, тайну капиталистического производства. (Сам факт прибавочной стоимости был известен задолго до Маркса; особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества).
Прибавочная стоимость подразделяется на две формы - абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая - при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.
Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли (см. НОРМА ПРИБЫЛИ) капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС), с другой, - к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы (см. БЕЗРАБОТИЦА) и степени обездоленности трудящихся. Согласно мысли Маркса, капиталистическая экономика, развиваясь по своим имманентным законам, подрывает себя и подготовляет отмену частной собственности (см. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) и установление общественной.
Материалистическая диалектика (диалектический материализм)
Маркс специально не занимался традиционными философскими проблемами, однако его философия нашла выражение в таких работах, как «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Экономические рукописи 1857-1858», «Капитал» и другие.
Вопросам философии больше внимания уделял Энгельс («Анти-Дюринг», 1876-78, рукопись «Диалектика природы», 1873-86, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886 и др.); можно полагать, что в основном позиции Маркса и Энгельса совпадали.
Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», движение - способ существования материи (см. МАТЕРИЯ). Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание (см. СОЗНАНИЕ). Развивающийся мир (природа (см. ПРИРОДА), общество (см. ОБЩЕСТВО), мышление (см. МЫШЛЕНИЕ)) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания (см. ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН), взаимного перехода количественных изменений в качественные (см. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ), единства и борьбы противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)) и категориях (cущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе «Немецкая идеология» (1845-1846). Социальная философия Маркса получила выражение в предисловии к «Критике политической экономии» (1859), в «Манифесте Коммунистической партии (1848)», «Нищете философии», «Капитале», а также в работах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и других произведениях.
Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (см. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА) (базис), представляющий собой единство производительных сил (см. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ) и производственных отношений (см. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ). Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Источник общественного прогресса - диалектика (см. ДИАЛЕКТИКА) производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия (см. ПРОТИВОРЕЧИЕ) между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения - классовой борьбы - наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации (см. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ)) к другой. Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории»): разделение труда (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА), оплата по труду, государство (диктатура пролетариата (см. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА)) и т.д. и высшую, или коммунизм (см. КОММУНИЗМ) в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная история»), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.
Социально-политическая доктрина («научный коммунизм»)
Теория «научного коммунизма» изложена в совместной с Энгельсом работе «Манифест Коммунистической партии», а также в таких произведениях, как «Классовая борьба во Франции» (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, «Гражданская война во Франции» (1872), «Критика Готской программы» (1875) и др.
Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.
Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.
Судьба идейного наследия Маркса
Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.
Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.
Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.
Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).